Мифы и реальность горы Вотто-Ваара. Часть 2.

......Летом 1990 года житель нашего поселка С.Супрон сказал мне, что на берегу оз.Суккозеро работает археологическая экспедиция. Так я познакомился с Марком Шахновичем, рассказал ему о "сейдах", показал фотографии.

Когда мы в первый раз привезли Марка на Вотто-Ваару, к моему разочарованию, особого впечатления сейды на него не произвели. Во всяком случае он пытался убедить нас, что камни эти природного происхождения, а если и стоят на "ножках", то в результате выветривания или вымывания грунта.

Я знал, что Марк - не специалист по "сейдам", и со своей чисто обывательской точки зрения пытался доказать ему обратное.

Сейчас, после всего произошедшего в дальнейшем, я часто вспоминаю тот момент и думаю, почему наш "друг" так себя тогда повел. Или он действительно не придал значения увиденному, или как человек, бесспорно, умный, сразу понял, что свалилось ему в руки, и как это пустить в оборот. Не знаю. Как бы то ни было, но расстались в тот раз каждый при своем. Правда, Марк обещал рассказать о нашей находке специалистам, занимающимся "сейдами".

28 мая 1991 года я получил письмо от сотрудника музея "Кижи" Мельникова Игоря: "Здравствуйте, Сергей Михайлович. Вам пишет сотрудник музея "Кижи" Мельников Игорь Валерьевичу по следующему поводу. Не так давно мой знакомый коллега, сотрудник Карельского краеведческого музея Марк Михайлович Шахнович сообщил мне, что находился в командировке, "совершенно случайно" он встретился с Вами и Вы рассказали ему об оригинальных камнях - "сайдах", т.е. крупных камнях-валунах, установленных на ножки 3-4 камня меньших размеров, которые находятся где-то в Муезерском районе. Как мне представляется, данные камни являются культовыми памятниками древних саамов. Поскольку я по роду своей деятельности в музее "Кижи" связан с изучением таких памятников, то меня эта информация очень заинтересовала, и побудила написать Вам это письмо. Не могли бы Вы Сергей Михайлович хотя бы в общих чертах, ответить мне на следующие вопросы:

1. Где располагаются камни?

2. Каково их примерное количество?

3. Как долго и сложно до них добираться, можно ли обернуться за одни день?

4. Не могли бы Вы, в случае организации музеем "Кижи" экспедиции по исследованию этих камней, показать их?

Когда, по Вашему мнению, это удобно было бы осуществить и т.д..."

И в этом письме для меня совершенно очевидно, что Марк явно слукавил, говоря о нашей "совершенно случайной" встрече. Я искал эту встречу со специалистом 12 лет, и когда такой "специалист" оказался рядом, я не мог этим не воспользоваться.

Я уже не помню - почему сотрудничество с Мельниковым Игорем у нас не получилось, я встречался с ним, и производил он впечатление порядочного человека.

Через год я получил открытку от Марка Шахновича:

"Уважаемый Сергей Михайлович!

Прошло два года (с 1990г.). когда Вы мне сообщили о "сейдах" в районе п.Суккозеро. Данные я эти различным ребятам давал, но, как видно, руки у них не доходят. В этом году в рамках сплошной инвентаризации памятников археологии я хочу приехать и снять план с них. Возникает несколько вопросов: Кто и как поможет туда добраться? Когда лучше приехать? (Лучше всего не на выходные, чтобы отметить командировку) Буду очень признателен, если вы откликнетесь на мою просьбу..."

Естественно откликнулись и помогли - как это делали всегда, и чем не без успеха пользовались многие и не только в случае с Марком, но и в поиске.

В одном я благодарен Марку, он все же заставил нас - осторожности с пришельцами с большой земли.

Во время одной из встреч я предупреждал Марка - если он и будет писать о Вотто-Вааре, чтобы не фигурировало слово "открытие".

Еще до нашего прихода на гору, она, пускай и не часто, но все же посещалась людьми. Уже тогда на скалах можно было прочитать автографы типа "Игорь + Лена = любовь".

Уже тогда рабочими Гимольского лесопункта были разрушены многие "сейды". Я встречался с некоторыми из них, по их признанию, им и в голову не приходило, что эти камни представляют какую-то ценность. Но зато как красиво падали. Поэтому так и получилось - что мы первые, увидевшие в этих камнях историческую ценность - отдавшие столько лет, чтобы привлечь к Вотто-Вааре внимание специалистов, сами не считали это открытием.

К сожалению, Марк показал нам, что можно поступить и по другому.

Сначала ребята сказали мне, что по радиоточке шла передача, в которой говорилось об открытии Марком на горе Вотто-Ваара "сейдов". Честно говоря, я не поверил. И только когда мне в руки попал вестник "Краеведческого музея", где было написано дословно:

За семь лет деятельности археологической экспедиции Карельского краеведческого музея (1987-1993гг.) наиболее значительным событием было открытие летом 1992 года неизвестного ранее культового памятника на горе Вотто-Ваара" и т.д.

Стало ясно, что Марк меня обманул.

В наших местах постороннему человеку трудно остаться незамеченным - тем более группе людей.

И мы, естественно, знали о каждом приезде Марка на Вотто-Ваару.

"Опять твой Марк туристов на гору притащил", - говорили друзья.

Понятно, Марку мы уже были не нужны. Да и у меня, честно говоря, после всего произошедшего не было желания с ним встречаться. И наши дороги окончательно разошлись.

Кто знает, как бы развивались события, если бы вместо Марка был другой человек. Может, сегодня все бы знали не только Вотто-Ваару и озеро Пизанец, которое мы по глупости подарили Марку, но и о других бесспорно уникальных местах, по своему значению, я уверен, не менее значимых, чем Вотто-Ваара.

Годы поиска приучили к наблюдательности в лесу, и мы, помимо поиска погибших, совершая дальние походы, искали места наподобие Вотто-Ваары и, надо сказать, не без успеха.

На сегодня я знаю несколько бесспорно уникальных мест - это и сейды, и странные кладки из камней, которые я не встречал в других местах, это что-то наподобие рисунков на скалах, не выбитые, а нанесенные на скалу каким-то материалом наподобие краски, это и странные рыбки и водяные жуки больших размеров. Конечно, это требует исследования специалистов...

Удивляет другое, почему до сих пор все это остается неизвестным специалистам. Многие из этих мест находятся не далеко от населенных пунктов, доступны для посещения и не требуют больших финансовых затрат, хотя бы на первом этапе.

Или опять, как в нашем случае, надо тащить "специалистов" за уши.

Правда, после истории с Вотто-Ваарой, и когда я вижу, что творят люди с ней, невольно думаешь, а стоило ли это было затевать, может, пускай и дальше эти места остаются неизвестными для человека.

Гору Вотто-Ваару с каждым годом посещает все большее и большее количество людей. Кого только здесь не встретишь.

Меня уже не удивляют вопросы - а встречались ли вам лесные духи, или советы как вести себя, если к вам в палатку явится ведьма. Честно говоря, первое время я с трудом сдерживал смех, - но общаться с ними все же приятнее, чем с некоторыми из диких туристов. Подкупает их убежденность и вера; просто удивительно, что в этом дурдоме еще кто-то во что-то верит.

Есть и другая категория "пришельцев". Что они делают на Вотто-Вааре, одному богу известно. Встречаясь с ними в лесу я вижу, что люди совершенно не приспособлены к жизни в лесу. И к концу своего пребывания на горе они действительно похожи на лесных духов. Но вот след после себя оставляют ощутимый - это не только консервные банки да кострища и поломанные деревья, но и самое страшное - это разрушенные "сейды". Делают это, несомненно, приезжие, местное население занято выживанием, и им уже ни до духов, ни до "сейдов".

Вместе с тем на горе появляются новые кладки из камней, которых не было раньше. Не удивлюсь, если горе Вотто-Вааре припишут очередной миф.

Совершенно очевидно, что Вотто-Ваара с ее культовыми памятниками, пускай и с опозданием, но требует защиты.

При существующих темпах посещения горы людьми и их неадекватном поведении смотреть на горе скоро будет нечего.

Очевидно и другое - что именно под предлогом охраны "сейдов" Вотто-Ваару и попытаются прибрать к рукам и пустить ее в оборот.

Правда, те, кто вынашивает эти планы, должны учитывать одну деталь. Это - уровень жизни местного населения. Ни для кого не секрет, что водники, идущие сплавом по рекам, стараются стать на стоянку подальше от населенных пунктов. Пешеходники тоже уйдут подальше от местных.

Жизнь московского мегаполиса и глубинки - это далеко не одно и то же.

По признанию туристов, убогость бытия местного населения смазывает все положительные эмоции от посещения Карелии.

Близлежащие к Вотто-Вааре населенные пункты Гимолы и Суккозеро обречены на вымирание: если в Суккозеро, благодаря железной дороге и кварцитам, есть хотя какая-то надежда, то в Гимолах беспросветная неизвестность, а отсюда и пьянка, и полная апатия к жизни многих из моих земляков. Сегодня они видят, на каких дорогих машинах приезжают отдыхающие, и как зачастую нагло себя ведут. Только дурак думает, что это пройдет бесследно. Идет аккумуляция ненависти к богатым пришельцам, и я нисколько не сомневаюсь, что спокойной жизни у приезжих не будет.

Такова действительность, и от этого никуда не денешься.

Не скрою, есть у нас свои виды на Вотто-Ваару. На сегодня мы уже не в состоянии вести поиск - Государство, заставившее нас официально зарегистрироваться, обложившее налогами редкую спонсорскую помощь, опять оставило нас один на один с проблемой поиска погибших в года ВОВ. Сегодня, чтобы вести людей в поиск, их надо одеть, обуть, накормить и многое другое, требующее средств. Где их взять? Поэтому несколько последних лет мы активно готовимся зарабатывать на туризме. Если у нас это получится, то мы сможем не только заработать на поиск, но и создать рабочие места для наших поисковиков, что в нынешней непростой ситуации очень важно.

Но услышат ли нас сейчас или победит пришелец с "зелеными" - покажет время.

Конечно, писать о Вотто-Вааре можно было бы и дальше. Еще немало копий будет переломано вокруг культовых памятников и их происхождении, огромное поле деятельности как для науки, так и для разного рода фальсификаций. Так что точка в истории с Вотто-Ваарой будет поставлена не скоро. Скажу лишь одно, на сегодня нет человека, который бы был на Вотто-Вааре больше меня. Вот уже более двадцати пяти лет я бываю на горе - бываю в разное время, часто ночевал там - но не помню случая, чтобы у меня отказывал компас или не работали часы. За эти годы я поднимался на гору с разных направлений, исходил ее вдоль и поперек, и всегда даже без компаса и уж тем более навигатора выходил туда, куда хотел.

И уж тем более я не видел на горе каких-то неопознанных летательных объектов, хотя в ненаблюдательности меня упрекнуть трудно.

Побывать на Вотто-Вааре, конечно же, стоит. Уверен, большинство из вас испытает то же, что испытываю и я, бывая на горе. Лучше всего побывать на горе в период белых ночей. С западного склона горы перед вами откроется прекраснейший вид на близлежащие окрестности.

Когда смотришь на это действо природы - невольно думаешь, как все же мало нужно человеку. Столетия назад ценой огромных усилий наши предки создали этот уникальный культовый памятник. Сохраним ли мы его? И что же оставим будущим поколениям после себя?

С.М. Симонян

ГлавнаяО насТурыРасписаниеКонтактыОтзывыПоисковый клубЗаметки и Статьи
© 2011−2017 Vaara.ru